Почему 59. Почему кино – важнейшее из искусств.
Еще в 20-х годах 20-го века, занявшись выращиванием НОВОЙ советской интеллигенции и культуры, Советская Власть самим отбором лучших из лучших, добилась весьма, таки своеобразных результатов. Захватив все хлебные места, «лучшие из лучших», решили, что теперь довольно, теперь они – небожители. И парадоксальным образом возненавидели питающий их плебс. Буквально за два поколения появилось новое Сословие, ощущающее себя еще одним, ОТДЕЛЬНЫМ, избранным Классом элоев. Самое интересное, что объектом подражания и поклонения, новый Культурный Класс выбрал именно Европу. Чем резко отличается от Культурного Класса США, который по сути своей «низовой», культивирующий культуру нищего плебса, в противовес элитной европейской, доставшейся по наследству. Именно этим и обусловлено стремительное распространение «американской культуры» на всех континентах. Джинсы, дешевая еда, негритянские песни и т. д. и т. п. «Дынс-дынс», и хайп. Просто и доступно любому индивиду. Советская же культура, после смерти Сталина зацикленная сама на себе, быстро трансформировалась в культуру узкого зажравшегося слоя. Слоя, еще и передающего привилегии по наследству, и при этом питающегося ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет Государства. Так как, являясь в лучшем случае «догоняющей», сама предложить НИЧЕГО интересного не может, яростно атакуя ВСЕ отечественное, самобытное и интересное. Перековавшиеся Творцы способны существовать ТОЛЬКО на деньги Государства!
При подготовке реставрации в СССР Капитализма, привычно колеблющиеся синхронно с «генеральной линией Партии», Советские Творцы с начала 80-х годов 20 века резко перешли с жизнеутверждающих комедий и «производственных» мелодрам на… унылый быт советских людей. Щедро приправленный самыми мрачными коллизиями – изменами, депрессиями, убийствами, изнасилованиями и предательствами. Только трэш, только хардкор! Оправдывая сей кульбит тезисом, мол «это и есть жизнь, мы Правду снимаем». «Производственные комедии» типа «Неподдающихся», «Максима Перепелицы», «Кубанских казаков», «Свадьбы в Малиновке» сменились наконец-то Реальной Правдой. Вся богема в поте лица вдохновенно бросилось творить в жаре Арт-ЧЕРНУХА-Нуво. Как государственной Идеологии. Чудовищной, тотальной безнадеги, запечатленной на жуткого качества пленках Тасма и Свема. В томительном, мучительном ожидании светлых, веселых, радостных картин с Запада, снятых на переливающейся всеми цветами пленке Кодак. Шедевры в духе отечественного Догвилля шли даже не волной, обрушивались мутной массой всесоюзного потопа! И неважно, комедии это были, трагедии, или мелодрамы. Прямо, по Генри Форду, «ваша машина может быть любого цвета, при условии, что она будет ЧЕРНОЙ». Главное – больше жести, больше трэша и безнадеги, больше грязи «хорошей и разной». И, это – совсем не конспирология. Количество «шедевров» говорит само за себя. Сначала было понемногу, и даже качественно, но уже с подтекстом. Старая Школа еще не была потеряна – Белый Бим (безнадега), Осенний марафон (измены, обман, безнадега), Родня (безнадега, матери-одиночки, дети – хабалки), Ирония судьбы (алкоголизм как шанс), Карнавал (матери-одиночки), Афоня (медсестричка в постели Афони), Не могу сказать прощай («хорошая девочка» Лида в постели Ватагина), Школьный вальс (беременная десятиклассница), Зимняя Вишня (метери-оторвы –одиночки, плюс «прибитая» Валя). Чучело (травля одноклассницы)... Эти картины еще как-то можно было позиционировать, как предупреждение и срывание покровов. Но.
Потом пошло реально кучнее и куда более «жизненно» – весь советский кинематограф, отринув «Old School» начал «ковать железо, пока горячо» сжав зубы от усердия. Творцы мощными фалангами принялись безжалостно творить, якобы так, «как видели». И, кстати, всякие там злые худсоветы и цензура их не тревожили, от слова «совсем»! В результате бурной жизнедеятельности Мэтров и Творцов ничего не подозревавший Народ обдало мощной ароматной струей искусства: Интердевочка. Интердевочка. Маленькая Вера. Легко ли быть молодым. Асса. В моей смерти прошу винить Клаву К. Культпоход в театр. Транзит. Полеты во сне и наяву. Дневной поезд. Тема. Сны. Фантазии Фарятьева. Авария - дочь мента. Меня зовут Арлекино. Ой, вы, гуси. Смиренное кладбище. Муму. На тебя уповаю. Дорогая Елена Станиславовна. Воры в законе. Валентина. Оглянись! Прости меня, Алеша. Пацаны. Признать виновным. Игры для детей школьного возраста. Прости. Депрессия. Прогулка по эшафоту. Дневной поезд. Последняя электричка. Плюмбум, или опасная игра. Попутчик. Зеркало для героя. Друг. Змеелов. Единожды солгав. Отпуск в сентябре. Ночной экипаж. По второму кругу. О том, чего не было. Дорога в ад. Смятения чувств. Трагедия в стиле рок. Роковая ошибка. Белые вороны. Куколка. Крик о помощи. Семь дней надежды. ЧП Районного Масштаба. Криминальный талант. Игла. Щенок. Поджигатели. На окраине, где-то в городе. Бомж. Запретная зона. Случайный вальс. Грань. Бархан. Псы. Шок. Это было у моря. Фанат. Двое на голой земле. Камышовый рай. Беспредел. Караул. Остров. Катала. С.Э.Р. – Свобода это рай. Еще люблю, еще надеюсь. Соучастники. Астенический синдром. Стеклянный лабиринт. Казенный дом. Под небом голубым. Замри-умри-воскресни. Сделано в СССР. Адвокат. Мне не забыть, не простить… «Лебединое озеро. Зона». Возвращение в Зурбаган. Бакенбарды. Собачий пир. Уроки в конце весны. Распад 1990. Мир в другом измерении. Делай раз! Круг второй. Панцирь. Только для сумасшедших. Сиз ким сиз. Я тебя помню. Первый этаж. Про 206-й. Нелюдь, или в раю запрещена охота. Женский день. Наутилус. Облава на одиноких собак. Дикарь. Убийца поневоле. Сломанный свет. Неустановленное лицо. Палач. Место убийцы вакантно. День любви. Дикий пляж. Дрянь. Убийца. Тело. Сатана. Я больше сюда никогда не вернусь. Человек со свалки. Людоед. Группа риска. Арифметика убийства. Счастливые дни. За последней чертой. Охота на сутенера. Невозвращенец. Женская тюряга. Похороны на втором этаже. Чекист. Воровской общак. В петле. Афганский излом. Меченые. Кислородный голод. Нога. Армавир. Курьер на восток. Прощение. Я хотела увидеть ангелов. Высшая мера. Самостоятельная жизнь. Фиктивный брак. Ка-Ка-Ду. Исполнитель приговора. На тебя уповаю. Люба. Контакт со смертью. Голодающий Поволжья. Зеркало для героя. Попутчик. Дети чугунных богов. Поджигатели. Письма к Эльзе. Запретная зона. Шакалы. Под ступеньками…
Здесь перечислены НЕ ВСЕ ужасы, лившиеся с экрана на полуголодную Страну, только часть, несть им числа… Кроме собственно российских студий вовсю старались еще и молдавские, эстонские, литовские, грузинские, таджикские, украинские и прочие «кузницы счастья». И вот ЭТО было вывалено на эту самую Страну с ее ТРЕМЯ программами телевидения и прокатом 2-3-х фильмов в 2-3-х кинотеатрах на район города только с 1988 года по 1992! Дичайшее количество чернухи транслировалось через чрезвычайно малое количество рупоров. И продолжалась сия феерия где-то… ДО развала Союза. При том, что фильмы, вышедшие в 1992 году, снимались в 1990-1991 годах… Советский человек с ужасом бежал из этого рукотворного ада к подпольным торговцам красочными, веселыми, смешными западными фильмами про красивую жизнь. После же краха СССР волна чернухи как-то РЕЗКО схлынула, и ее сменил неспешный ручеек дурацких малобюджетных комедий «переходного периода» с Крачковской, Панкратовым-Черным, Кокшеновым и прочими. Мавр свое дело сделал. Мавра усыпили. Воистину, КИНО – главное из искусств.
Проблема «Творчество в обмен на аудиторию» не решена в России ДО СИХ ПОР. «Творцы» до сих пор не поставлены в прямую зависимость от зрителя. Они все еще подобно плющу паразитируют на Государстве. Ненавидя его, и питаясь в процессе ненависти его соками! И результаты их жизнедеятельности просто шикарным образом представлены нам, к примеру, миазматической картиной по мотивам прекрасного литературного произведения Стругацких, «Жила была одна баба», «Цитадели», «Бл..ди в Сталинграде», «Спасти Ленинград», «Зоя» и прочим хламом. Тотально провалившимся в прокате, и оплеванным всеми.
Иногда спасают «меценаты», типа Гуцериева, которые за «ротацию» собственных виршей «ты пришел – я умерла», отстегивают творцам полновесную копейку. Гуцериев, к примеру, спонсирует всяческие «Песни года». На которых древние «динозавры эстрады» поют под фанеру убогие одноразовые «лучшие песни года» на хрен никому не нужные. «На стихи Гуцериева». А потом меценат раз за разом участвует в пошлой выдаче «дипломов Творца», засвечиваясь на голубом экране. Но, таких «коров», которых можно доить, крайне мало… При этом «творцам» плевать что рейтинг их любимых «Первого Канала» и «России» рухнул в РАЗЫ. Плевать что их вообще никто не смотрит, что этот Жуткий Паноптикум задрал уже не то что молодежь, но и даже среднее поколение 40-50-летних. Плевать, что аудитория МАССОВО бежит в новые формы СМИ, в интернет. Они даже не осознают, что потеряв аудиторию, скоро останутся ОДНИ, никому вообще не нужные, как только противное Государство перестанет их спонсировать. Сирые и убогие, искренне возмущающиеся, что никто не хочет оплачивать их хотелки и их личный праздник жизни. Потому что, Жизнь давно ушла вперед, и ее не догнать.
Самое ужасное, что сейчас, «освободившиеся» от опеки «тоталитарного Государства» творцы, в процессе потребления его, Государства, денег не выдают НИЧЕГО светлого. Тонкого. Хотя бы умного! Их картины никто, как правило, не то что не пересматривает, их просто НЕ СМОТРЯТ! ВООБЩЕ. «Творцы в третьем поколении» сами снимают для себя любимых (и своей клиентеллы и параситов) некий хлам, сами его смотрят, сами награждают себя висюльками и грамотками. И, довольные, окукливаются обратно, до следующего транша Государства. Которое ненавидят со всем душевным трепетом истинного советского интеллигента. То есть, живут, как сказал яркий представитель этой самой банды «творцов», своей «внутренней жизнью без видимого результата». Хотя, где-то в глубине своих сумрачных, чавкающих душ, творцы осознают, что кроме субстанции, которой германовский дон Румата кидается в арканарских монахов, они исторгнуть из себя решительно ничего не способны. И, отчаявшись в полной неспособности творить «доброе, вечное и светлое» с упорством ослика с морковкой тащат на подмостки и экраны весь трэш, который увидели в низкосортных западных порнофильмах. Конечно, «переосмысленный и выстраданный самостоятельно», это, как водится. Искренне возмущаясь, что голые корчащиеся мощи, копрофилия, истерики, членовредительство и совокупления «народ» не интересуют. Неправильный у них народ, какой-то…